Если ребенку чего-то очень сильно хотелось: получить какой-то предмет, игрушку, книжку, он изощрялся изо всех сил, старался как-то задобрить взрослого, прижимался к нему, говорил ласковые слова или же наоборот, хныкал, делал обиженные гримасы; в ход пускались все доступные ребенку средства — лишь бы удержать взрослого возле себя, получить желаемое.

Когда же ситуация менялась и от ребенка уже требовалось, чтобы он сам проявил сочувствие, оказал содействие, помощь, он активно уклонялся. Следует признать, что в дошкольном учреждении не всегда приучают детей оказывать действенную помощь воспитателю, открыто выражать сочувствие. И у некоторых из них не складывается опыт именно такого содействия. Поэтому представления дошкольников о том, что взрослому нужно помогать, расходятся с их реальным поведением.

Например, Антон в беседе заявил, что любит свою воспитательницу и хотел бы делать ей только приятное, что обязательно помогал бы ей. И в ситуациях выбора отдавал предпочтение одной воспитательнице, но в реальной жизни поступал иначе.

После того как мальчик выразил желание помочь воспитательнице В. Е., мы фиксировали его поведение. Приводим запись наблюдения.

 

Антон вышел на улицу. На игровой площадке подошел к песочнице (рядом стояли игрушечные ведра, в которые дети клали опавшие листья, клочки бумаги и выносили этот мусор за пределы площадки, помогая воспитательнице приводить в порядок площадку). Антон взял ведро, постоял с ним минуту, поставил на место. Оглянулся и, убедившись, что на него никто не смотрит, пошел в другой конец площадки, где играл его товарищ. Взрослый, наблюдавший эту картину, подозвал Антона. Произошел такой разговор: — Почему ты не помогаешь В. Е.? Ведь только сейчас ты говорил, что хочешь ей помочь, что ты ее любишь, жалеешь, когда она устает, а теперь, когда нужна помощь, ты уходишь, не помогаешь! — А я вижу, что ничего не надо делать... Взрослый обращается к воспитателю:— В. Е., вам помощь нужна?

— Да, очень нужна. Мы должны за время прогулки привести площадку в порядок. К нам сегодня придут шефы в гости. Я очень волнуюсь, что мы не успеем убрать.

— Вот видишь, Антон. А ты говоришь, что ничего не надо делать.

Антон, вздохнув, идет опять к ящику с песком, останавливается, смотрит по сторонам (помогать явно не хочется), постояв немного, убегает к детям, которые уже закончили свое задание. На примере поведения Антона видно, что мальчик прекрасно ориентирован в том, что и как нужно делать, но не помогает воспитателю, а наоборот, старается увильнуть от дела.

Таким образом, в группе коммуникативно-активных детей выделились две подгруппы. В первую подгруппу вошли дети, проявлявшие активность, добрые чувства не ради того, чтобы «получить удовольствие для себя», испытать приятное переживание от общения с воспитателем, но и для того, чтобы выразить свое расположение, оказать внимание взрослому, чтобы ему тоже было приятно и хорошо.

Ребенок не только правильно рассуждал и понимал, что и как нужно делать, чтобы взрослый был доволен, но и действовал: помогал по мере своих сил и возможностей, старался правильно, хорошо и аккуратно выполнять поручение, требование педагога. Чутко улавливал и различал оттенки настроения взрослого, гибко перестраивал свое поведение в зависимости от того, доволен или недоволен им педагог.

Дети же второй подгруппы проявляли эгоистическую направленность.

Если и высказывали воспитателю свое желание помочь, например, принести игрушку, то не потому, что действительно хотели облегчить труд воспитателя, а потому, что игрушки им понравились, и они хотели бы ими поиграть. Когда же воспитатель предлагал такому ребенку взять и принести другие, не интересующие его игрушки или предметы, он отказывался помочь. Это свидетельствует о том, что у детей описанной подгруппы еще не сформировалось подлинно доброжелательное отношение к педагогу. Дети воспринимают, распознают и понимают, что взрослому трудно, но не торопятся оказать ему помощь или же просто не хотят этого делать.

В проявлениях своих чувств они ориентированы только на себя. Дети малоактивные, неконтактные в общении с воспитателем отличались замкнутостью, вялостью, безучастностью, скованностью. Не ощущая любви и интереса к педагогу, такие дети не стремились к общению с ним и не проявляли к нему своих чувств. Воспитываясь в условиях ограниченных эмоциональных контактов с воспитателем, они не умели дифференцировать и улавливать оттенки его настроения, перестраивать свое отношение в зависимости от отношения к ним взрослого.

Они проявляли своеобразную «глухоту» и «слепоту» к воздействию педагога. При отсутствии должного эмоционального контакта с воспитателем такие дети почти не замечают его присутствия, поэтому ни похвала взрослого, ни выражение им неудовольствия ничего не меняет в их деятельности. В ситуациях непосредственного общения с воспитателем четко фиксировалась настороженность ребят, их желание «уйти от контакта». Затруднительного положения воспитателя они самостоятельно не замечали, на просьбу помочь ему отвечали отказом.

Одни просто говорили «Не могу» или «Не хочу», другие отрицательно качали головой или начинали хныкать. В ситуациях выбора на все вопросы отвечали «А я не знаю». Эмоциональных проявлений воспитателя не распознавали. У них преобладало плохое настроение. Воздействия педагога, вызывавшие у коммуникативно активных детей гуманный эмоциональный отклик, оставляли их равнодушными. В ситуациях тесного общения с педагогом дети данной группы держались эмоционально скованно, старались не встречаться взглядом с воспитателем, неохотно и скупо отвечали на его вопросы.

Проведенная нами работа показала, что некоторые дошкольники недостаточно владеют формами проявления сочувствия, содействия, готовности помочь воспитателю, не умеют выражать свои чувства, свое отношение.

 

Однако коммуникативная активность ребенка также не всегда и не во всех случаях свидетельствует о развитости гуманных проявлений дошкольников. Так, есть дети, которые адресуют свою активность ко взрослому сугубо для своих «личных выгод». Вместе с тем эмоциональное расположение к человеку требует определенного уровня развития коммуникативной активности, которая дает ребенку возможность приобрести опыт положительного общения со взрослым. Это является основой формирования более четкого эмоционального сочувствия, содействия — проявления гуманных чувств.

Очень важно стимулировать гуманные проявления ребенка, адресованные окружающим: воспитателю, няне, медсестре, другим взрослым (обрати внимание, помоги, сделай приятное, доброе). Следует побуждать детей выражать свои добрые чувства и к сверстникам, упражнять их в умениях проявлять такт, заботу, тепло к окружающим, поощрять даже самые незначительные проявления их дружеских чувств друг к другу, намеренно использовать любую ситуацию, с тем чтобы дети учились заботливо относиться к окружающим: «Молодец, Саша, хорошо поступил, поиграл игрушкой и отдал ее Вите». Улыбнулся малыш другу, а педагог подчеркивает: «Вот какие вы добрые, хорошие друзья».

Формируя у детей внимательное, предупредительное отношение к сверстникам, воспитатель разъясняет, почему так, а не иначе следует поступать, побуждает детей проявлять уважение к товарищам, оказывать им помощь («Помоги своему товарищу», «Поделись игрушкой с другом», «Не обижай маленького», «Жить следует дружно», «Играть лучше вместе») и т. д.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы